суббота, 16 февраля 2013 г.

НЕМНОГО О ЗОЛОТОМ СЕЧЕНИИ.Работа Алины Озеровой.

Сведения о Золотом сечении или Божественной пропорции берут свое начало еще с древних времен. Так первые сведения об этом феноменальном явлении можно встретить в "Началах" Евклида (3 в. до н. э.), где она представлена в виде задачи деления отрезка в среднем и крайнем отношении, где отрезок прямой делится на две неравные части таким образом, что большая часть его становится средним пропорциональным между целым отрезком и его меньшей частью.

В глубь веков

Пропорциональное соотношение между целым и его частями выражается округленным числом, с точностью до третьего знака - 1,618. Обозначается же эта пропорция буквой Ф. по имени Фидия, знаменитого скульптора Древней Греции, применявшего Золотое число в создании своих произведениях.
Именно благодаря этой пропорции более двух тысяч лет назад развитие получила геометрия, когда стало возможным рационально решать задачи построения правильных пяти-, десятиугольников, двенадцати- и двадцатигранников.
Окрестил же ее Божественной в 1509 году итальянский математик Лука Пачиоли, издав книгу одноименного названия. А иллюстрированием этого талмуда занимался сам великий Леонардо да Винчи, который в последствие и вывел общепринятый термин "Золотое сечение".


Пропорция золотого сечения и ее производные активно использовались и в архитектуре. Во времена античности и Эпохи Ренессанса этот принцип применяли для модуляции фасадов зданий, а древнерусские зодчие при строительстве церквей. Также различные типы древнерусских саженей: казенных, народных, малых, греческих, церковных, простых, великих и царских оказываются производными числа Ф.
Музыку Божественный принцип также не обошел стороной: он применялся как при создании музыкальных инструментов, так и для написания бессмертных произведений искусства. Так, одни из самых знаменитых итальянских мастеров музыкальных инструментов: Маджини, Амати, Гварнери, Страдивари - целенаправленно пользовались Золотым сечение, создавая свои скрипки. А у Баха, Моцарта, Бетховена, Скрябина и других композиторов та же пропорция присутствует в ритмах и композициях музыкальных шедевров.

Исследования XX века

Удивительно еще и то, что принцип золотого сечения можно увидеть не только в культуре и быте людей, но и в окружающей природе, и в самом Homo sapiens. Это еще в середине XX века доказал немецкий ученый Адольф Цейзинг, сделав вывод что Божественная пропорция проявляется в строении тела, как человека, так и животных. А естествоиспытатели увидели тот же принцип и в растительном мире.
Исходя из опытов основоположником психофизики Густава Фехнера, можно утверждать, что Божественная пропорция представляет собой общую эстетическую норму восприятия человеком окружающего мира. Это видно и из того, что огромному количеству, созданных человеком предметов (книги, картины, мебель, телефоны и т.д.), придаются пропорции Золотого сечения, иногда сознательно, но по большей части интуитивно. Так, некоторые археологи доказывают, что практическое применение принципа 1,618 началось еще 20-25 тысяч лет назад, при создании древнейшим человеком наскальных рисунках.

"Золотое число" Уго Несполо

Но изучением этого феномена занимаются не только ученые. Свое собственное видение представил знаменитый итальянский автор Уго Несполо в виде книги художника "Золотое число". 
Окидывая взглядом экспозицию, можно увидеть визуальный маршрут через века, позволяющий зрителю выявить главное в истории золотого сечения в искусстве, архитектуре и природе.
Начиная с древних пирамид Египта, где огромное значение имело отношение сторон и высоты к основанию, художник ведет нас к Парфенону Фидия, звездчатому пятиугольнику Пифагора, последовательности Фибоначчи, Кеплеру, Сальвадору Дали, Ле Карбузье. Уго Несполо не обходит стороной и другие виды искусства, делая ссылки на литературу, представленную здесь поэзией Бодлера, на музыку Баха и даже на знаменитый фильм "Броненосец Потемкин".
Выставка является иллюстрированной энциклопедией, так как каждая страница книги художника сопровождается пояснения

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение